«Коммерсант»: в подготовке теракта в Дагестане в июне 2024 года участвовали 11 человек; трое арестованных не признают вину
«Коммерсант» рассказал подробности о фигурантах дела о теракте в Дагестане, где 23 июня обстреляли православные храмы и синагоги и напали на полицейских.
В начале июля глава Дагестана Сергей Меликов сообщал о 22 погибших, среди которых было 17 полицейских и пять гражданских, включая настоятеля храма в Дербенте и охранника махачкалинской церкви.
В сегодняшнем материале «Коммерсант» утверждает, что в результате теракта погибли 20 человек. Согласно материалам дела, которые цитирует газета, в подготовке нападений на две церкви и две синагоги в участвовали 11 человек, которые были «объединены по мотивам национальной и религиозной ненависти к гражданам Израиля».
Как минимум пятеро нападавших, как ранее сообщал НАК, были убиты. «Коммерсант» называет их имена: Абдусамад Амадзиев — племянник жены главы Сергокалинского района Магомеда Омарова, сын чиновника Осман Омаров, его же двоюродный племянник и боец ММА Гаджимурад Кагиров, бывший председатель отделения «Справедливой России» в Сергокалинском районе Али Закаригаев, а также Далгат Даудов.
По мнению следствия, у нападавших было шестеро подельников. Об аресте первого из них Советский районный суд Махачкалы сообщал еще 27 июня. СК считает, что он вступил в группу, созданную О. М. Омаровым. «Коммерсант» пишет, что речь идет о младшем брате Кагирова Магомеде, который работал в Махачкале экспедитором. По информации газеты, он собирался участвовать в поджоге синагоги Келе-Нумаз в Дербенте, однако отказался от этих планов.
Другие пятеро мужчин по фамилии Магомедовы, которые не были родственниками друг другу, по версии СК, «приискали и хранили в интересах организованной группы оружие, боеприпасы и взрывные устройства», изготовили коктейли Молотова и обучались стрельбе.
Так, дома у Магомеда Магомедова в селе Сергокала оперативники нашли гранату, патроны и самодельное взрывное устройство. У его односельчанина, асфальтоукладчика Халида Магомедова обнаружили пистолет Макарова, гранату и патроны. У жившего в Махачкале Заура Магамедова нашли травмат, 250 патронов для разного оружия, гранату, оптический прицел, два глушителя и шесть магазинов к автоматам.
В июле всех троих отправили в СИЗО по делу о подготовке к теракту и незаконном обороте оружия и взрывчатки. Позже их конвоировали в Москву. Никто из арестованных, по данным «Коммерсанта», вину не признает — Магомедовы утверждают, что боеприпасы им подбросили.
Халид сообщил, что был задержан 26 июня в под подмосковном Видном, когда вместе с коллегами возвращался с работы в общежитие в Химках. Он рассказал сотрудникам ФСБ, что Кагировы — его троюродные братья, а другие подозреваемые и убитые — его односельчане.
Сначала Халида задержали по протоколу о мелком хулиганстве (статья 20.1 КоАП), а затем на машине отвезли в Дагестан. По словам мужчины, оперативники «выбили» из него первоначальные признания и заставили на видео записать присягу на верность Осману Омарову. Защитник Заура Магомедова сказал, что до задержания его подзащитный три года жил в Подмосковье, адвокат Халида Маговедова тоже сообщил, что у мужчины была строительная фирма в Москве и он три года не был в Дагестане.
В июле суд в Махачкале арестовал Магомеда Омарова, сына которого в конце июня убили как участника теракта. Чиновника обвиняют в мошенничестве и отмывании денег. До теракта он исполнял обязанности главы Сергокалинского района. 23 июня Омаров написал прошение об отставке, которое одобрил глава республики. На следующий день его исключили из партии «Единая Россия».
Телеграм-канал Baza писал, что на допросе Омаров рассказал, что знал о радикальных взглядах некоторых своих родственников. «Коммерсант» добавляет, что других сыновей Омарова — еще одного Османа и Адилпашу — тоже арестовали по уголовным делам о фиктивном трудоустройстве и мошенничестве. Жену Магомеда Омарова задержали по делу о растрате и служебном подлоге.