человека в России осуждены по делам об экстремизме в 2015 году
Источник: Судебный департамент при Верховном судеВ 2015 году в России за экстремистскую деятельность или призывы к экстремизму осудили 544 человек; еще 110 человек — за терроризм и призывы к нему. Депутаты предлагают ужесточить наказания за эти преступления, привлекать к ответственности с 14 лет и лишать гражданства.
По делам об экстремистских преступлениях в 2015 году вынесены обвинительные приговоры 544 подсудимым. Такие данные содержатся в опубликованном Судебным департаментом при Верховном суде Российской Федерации документе «Основные статистические показатели деятельности судов общей юрисдикции в 2015 году». Осужденные обвинялись по статье 280 (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности), статье 282 (возбуждение ненависти либо вражды), статье 282.1 (организация экстремистского сообщества) и статье 282.2 (организация деятельности экстремистской организации) Уголовного кодекса.
По сравнению с 2014 годом количество осужденных по экстремистским статьям увеличилось более чем на четверть (этот показатель составлял 414 человек). Больше всего обвинительных приговоров — по 122 — вынесено в Центральном и Приволжском федеральном округах. В Сибири осуждено за экстремизм 70 человек, в Северо-Западном федеральном округе — 60, в Южном федеральном округе — 54, в Северо-Кавказском — 32, в Уральском — 31, на Дальнем Востоке — 29 человек. Пять человек осудили по делам об экстремизме в Крыму.
Более ста человек, согласно статистике Судебного департамента, в 2015 году были осуждены за преступления террористической направленности. 23 обвиняемым были вынесены приговоры по статье 205 УК (террористический акт). За содействие терроризму, публичные призывы к осуществлению террористической деятельности и за захват заложников осуждены 87 человек. В 2014 году по всем этим статьям (статье 205, 205.1, 205.2 и 206 УК) были осуждены 65 человек.
На прошлой неделе депутат Госдумы Ирина Яровая и член Совета Федерации Виктор Озеров внесли целый пакет поправок в антитеррористическое и антиэкстремистское законодательство, предполагающий увеличение перечня уголовно наказуемых деяний и ужесточение ответственности. В частности, законодатели предлагают ввести новые составы преступлений: «международный терроризм», «несообщение о преступлении террористической направленности» и «содействие экстремистской деятельности».
Кроме того, депутат Яровая и сенатор Озеров предложили снизить порог наступления ответственности за ряд террористических преступлений — до 14 лет. Сейчас ответственность с этого возраста наступает за целый ряд преступлений, перечисленных в статье 20 УК. Законодатели предлагают добавить туда не только прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности или участие в террористической организации, но и, например, часть 2 статьи 212 УК — участие в массовых беспорядках.
Также авторы пакета антитеррористических поправок считают нужным разрешить следователям получать доступ к архиву любых мессенджеров и электронной почты за три года, если в них содержится значимая для дела информация. Предполагается разрешить силовикам без решения суда — путем выдачи «официального предостережения» — запрещать выезд за границу осужденным по статьям о терроризме и посягательстве на жизнь государственного деятеля. И, наконец, Яровая и Озеров предлагают внести поправки закон «О гражданстве» и лишать гражданства не только за терроризм, но и за экстремизм, включая статьи о призывах и возбуждении ненависти и вражды (статьи 205–206, 208, 211, 277–282.4, 360 и 361 УК).
Сейчас, согласно Конституции и в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека 1948 года, гражданин России не может быть произвольно лишен гражданства. По закону «О гражданстве», такая процедура предусмотрена только в тех случаях, когда гражданство получено на основании подложных документов.
Источник: Судебный департамент при Верховном суде
Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
Мы работаем благодаря вашей поддержке
Горинову запросили три с половиной года лишения свободы за беседы с другими осужденными, которые «все время пытались узнать его мнение» о политике